Сервис, скоринг, цифровизация – будущее среднего класса страховщиков Руденко Дмитрий Федорович Генеральный директор, председатель правления ООО «Абсолют Страхование»
|
Что тормозит цифровизацию российского страхового рынка? Почему неэффективно нерыночное регулирование тарифов? Какие стратегии сегодня выбирают игроки средней размерности, чтобы успешно конкурировать с топовыми компаниями? На эти и другие вопросы портала «Страхование сегодня» отвечает генеральный директор компании «Абсолют Страхование» Дмитрий Руденко.
Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Дмитрий Федорович, какие новые тренды появились на российском страховом рынке за последний год?
По моему мнению, за год ничего кардинально не изменилось, новых трендов не появилось. При этом все большее значение приобретает «цифровизация» или «диджитализация». Мы это видим, как основной вызов для компании, и намерены заявлять себя как цифровой игрок.
Есть ряд сложностей, которые больше связаны не с возможностями рынка, партнеров или нашими собственными, а с препонами, которые ставит законодательство. Например, закон 115-ФЗ требует проводить полную идентификацию клиентов с суммой страховой премии свыше 15 тыс. рублей (а это любой полис автокаско).
У банков существует право проведения упрощенной идентификации клиентов, в том числе, удаленной. Возможности упрощенной идентификации для банков только расширяются. Но страховщикам такая возможность не предоставлена. Неужели при продаже полиса КАСКО рисков больше, чем при выдаче кредита?
Мы на эту тему неоднократно общались с руководителями ЦБ и ВСС, но, к сожалению, вопрос пока не решен. И пока получается, что идти «в цифру», соблюдая все буквы закона, просто невозможно. Если мы будем требовать от клиента прислать копию паспорта, заполнить большую анкету и т.д. – это уже будет не диджитал.
Как Вы оцениваете итоги инициированного регулятором перехода страховщиков с 1 января 2018 года на формат отчетности XBRL?
Мы в компании сделали все, что требует ЦБ, и думаю, мы были в десятке первых, кто это сделал.
Но сказать, что я обеими руками за – преувеличение. Для ЦБ, несомненно, это большой плюс, но для страховщиков - пока только увеличение РВД. И остаётся надеяться, что в будущем новый формат отчетности поможет сократить документооборот с ЦБ.
Что нового появилось в работе Вашей компании за последнее время с точки зрения продуктового ассортимента и сотрудничества с каналами продаж?
Серьезных новаций пока нет, но есть повышенная активность в ряде направлений. Мы стали интенсивно тестировать и продвигать телемедицину, я верю в этот сервис. Работаем вместе с партнером из тройки лидеров на рынке. Как и многие страховщики ДМС, мы считаем телемедицину важным шагом в развитии этого страхования и намерены работать в этом направлении и в дальнейшем.
Пока проникновение телемедицины низкое, но это вопрос популяризации, продвижения. Сейчас «Абсолют Страхование» бесплатно предоставляет этот сервис для застрахованных по корпоративным договорам ДМС.
Недавно мы запустили продукт телемедицины и для розницы. Он создан для реализации в партнерских каналах, в первую очередь - банковского. То, что мы идем в правильном направлении, подтверждают впечатляющие результаты некоторых наших конкурентов.
В начале июля выходит на рынок наш продукт по критическим заболеваниям. Он отличается от большинства подобных на рынке тем, что это не классическое страхование от несчастного случая, а предоставление лечения, причем в зарубежных клиниках. Это именно лечение, а не просто денежная выплата человеку в критической ситуации. Страховые суммы достаточно высокие, по базовому продукту – 300 тыс. долларов. На такую сумму уже можно оказать реальную медицинскую помощь за границей.
Мы стараемся постоянно расширять онлайновую продуктовую линейку – различные варианты страхования от НС, страхование от укуса клещей и др.
В прошлом году мы вывели новый продукт для массового сегмента ВЗР «Полис на миллион» со страховой суммой на 1 000 000 долларов или евро.
В этом году каких-то революционных для рынка продуктовых решений нет, «Абсолют Страхование» сконцентрировалась именно на проработке цифровых решений с партнерами.
Еще одна инициатива регулятора – создание при участии Банка России единой платформы (маркетплейса) для продажи финансовых услуг. Как Вы оцениваете перспективность этого начинания?
Я обеими руками за то, чтобы маркетплэйс продавал наши продукты. И хорошо, что речь идет не только об ОСАГО, а и о добровольных видах страхования.
Но если это будет сделано по принципу РСА, то довольно тяжело представить, как это сможет реально работать при существующем на рынке разнообразии продуктов, правил страхования и пр. Сама идея дать страхователям единую, проверенную ЦБ платформу для покупки страховых полисов, а страховщикам – дополнительный канал продвижения своих услуг, очень хорошая. Все вместе посмотрим, как это будет реализовано.
Представители IT-компаний, сталкивавшиеся с подобным в других отраслях, отмечают, что появление таких площадок ведет к сужению ассортимента и дикой ценовой конкуренции, в результате чего остаются только самые простые и самые дешевые продукты…
Не исключаю и такой вариант развития событий.
Есть такой интересный опыт - в Амстердаме уже третий год проходит знаковая для отрасли конференция, где выступают потенциальные цифровые подрядчики страховщиков, это некая «ярмарка талантов» в области диджитал страхования. В этом году были представлены очень интересные готовые решения. Например, одно из решений реализовано в Европе - это платформа, сравнивающая продукты разных страховщиков.
Она выбирает оптимальное для страхователя предложение и из 15-страничного договора страхования и правил делает документ менее одной страницы, в котором остается только сама суть и ключевые пункты. И что немаловажно, предложение изложено понятным для клиента языком, а не языком правил страхования. Уверен, что это одна из практик, которые следует перенять.
Что нового в практике работы компании с нецифровыми каналами в последнее время?
Мы очень осторожно относились в последние несколько лет к агентскому каналу, но сейчас налаживаем работу по этому направлению. Этот канал не будет для нас «драйвером роста». Мы не стремимся привлечь всех агентов страхового рынка. В «Абсолют Страхование» можно попасть, в основном, по рекомендации, мы выбираем и предлагаем сотрудничество агентам, в которых уверены. Это не новички, а специалисты с большим опытом, мы смотрим на их портфели и приглашаем их весьма точечно.
В рамках этого проекта мы стараемся сделать максимально удобные и прозрачные условия сотрудничества.
Как Вы оцениваете итоги работы Вашей компании в 1 квартале 2018 года?
Первый квартал 2018 был хорошим для компании с точки зрения сборов. Мы выросли примерно на 30% к аналогичному периоду прошлого года, для нас это значимая величина. На первое место среди видов по объему сборов вышло ДМС (17,8%). Но, в соответствии с нашей стратегией, портфель остается сбалансированным: далее, в порядке убывания доли в портфеле, следуют страхование от несчастного случая (14,7%). Завершает тройку лидеров страхование имущества юридических лиц (13%).
Какая у Вас, в итоге, получается сейчас доля онлайна?
Пока незначительная. Но мы видим хорошую тенденцию: на сайт, чтобы купить полис или посчитать стоимость полиса стали заходить гораздо чаще. Это уже нормальный, востребованный сервис. За первое полугодие 2018 г. через сайт было заключено и оплачено более 13 тысяч договоров страхования. И что особенно приятно, ОСАГО не входит в тройку «лидеров» по видам страхования, заключенным и оплаченным онлайн.
Хорошо, что люди привыкают покупать и оплачивать страховые услуги удаленно. Есть целый контингент наших потенциальных клиентов и партнеров, которые буквально требуют от рынка онлайн заключения договоров и урегулирования убытков по каско. И кроме законодательных ограничений ничто не мешает этот сервис реализовать.
Планируете ли Вы использовать еще какие-то цифровые инструменты, например, телематику в каско?
Мы это делаем. Наш пилотный продукт, на котором мы учимся, не идет в массы по объективным причинам. Мы смотрим на любые инновации, экспериментируем, изучаем, как можно на этом заработать. К чему-то рынок еще не готов, но ведь все меняется. Недалеко то время, когда новые автомобили будут продаваться с предустановленной телематикой, реализуется проект с ГЛОНАСС по ОСАГО. И мы хотим быть к этому готовым, понимать, как действовать.
Какие еще задачи позволяет решить диджитализация? Достижимо ли через нее все то, о чем так много говорят – честная тарификация, снижение убыточности, борьба с мошенничеством?
Диджитализация позволяет стать ближе к клиенту, дать ему полноценный онлайн-сервис, получить больше данных для андеррайтинга и персонификации предложения.
В планах «Абсолют Страхование» есть более плотное использование цифровизации, в том числе и в антифроде. Было бы слишком громко говорить обо всем этом как о Big Data, мы пользуемся продуктами сторонних агентств. На рынке, пока доминируют банковские скоринговые модели.
Мы хотим сделать свой страховой скоринг, но получается, что он нерелевантен банковскому: хорошие клиенты по банковскому скорингу могут быть «плохими страхователями» «плохие кредиторы» имеют хорошую страховую историю в нашей компании в течение многих лет.
В рамках борьбы с мошенниками и фродом я бы предложил начать с централизованной базы данных, которая уже сейчас формируется на базе РСА, и дать к ней бесплатный доступ всему страховому рынку.
Менее масштабные проекты, например, анализ профиля в соцсетях – это реально, и мы намерены двигаться в этом направлении. На одной из конференций демонстрировались наработки японцев, которые еще в 2012 году пошли в онлайн и анализировали все, что позволяет законодательство, а мы сейчас на эту тему только дискутируем.
Я общался со специалистами, запускавшими страхового цифрового игрока 8 лет назад в Западной Европе. Приходится признать, что, с точки зрения диджитал, наш рынок еще очень недоразвит, не надо строить иллюзий, надо засучить рукава и догонять Европу, США, Японию и Китай.
Но повторюсь, нужна законодательная поддержка, например, идентификация клиента через портал госуслуг или доступ к другим легитимным источникам данных.
Ваша компания обладает большим опытом страхования коммерческой недвижимости, торговых центров и складов. Как может повлиять на этот рынок серия последних резонансных событий?
На рынке фактически проведен аудит пожарной безопасности больших торговых центров со стороны МЧС. Мы обязательно проверяем доступную информацию, геолокацию, данные по собственникам, их финансовое положение и т.д. Это, кстати, относится не только к торговым центрам, а к любым объектам, включая морское страхование.
Конечно, у нас в стране «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», и, к сожалению, он грянул. Я бы хотел, чтобы все это не «замылилось», чтобы начатые действия были доведены до конца. Разумное завершение всему этому – появление обязательного (вмененного) страхования в сфере коммерческой недвижимости, мест большого скопления людей.
Расскажите о проекте Fine Arts и о Вашей работе в сегменте страхования предметов искусства. Есть мнение, что рынок предметов искусства – слишком «серый» или даже «черный» для того, чтобы на нем нормально развивалось страхование…
Мы практически не работаем с частными коллекциями, а с небольшими подпольными – не работаем вообще. В основном, наши клиенты – это крупные и средние собрания, а также государственные, в том числе провинциальные музеи. Кроме того, мы страхуем перевозки между экспонированиями в разных городах. С нами сотрудничают Мультимедиа Арт Музей Ольги Свибловой, Пушкинский музей, Ново-Иерусалимский музей, Третьяковская Галерея, Музей русской иконы и др.
На рынке Fine Arts существует такая проблема – действительно ли на страхование принято именно то, что заявлено. И она не только российская. Банкиры в США для борьбы с этим пытались запустить централизованные институты, например, по оценке предметов антиквариата, но ничего все равно не пошло, и это останавливает дальнейшее развитие рынка Fine Arts страхования.
Однако существующий, сформированный сегмент – прибыльный. Крупные игроки рынка очень неохотно о нем говорят, чтобы не привлекать внимание других страховщиков и строят различные препоны входу конкурентов. Мы намерены продолжать развивать это направление и дальше.
Как в настоящий момент строится работа компании с брокерами и перестраховщиками? Что изменилось за последнее время из-за санкций, появления РНПК и обязательной цессии?
У нас в портфеле практически нет санкционных объектов. Наш основной клиент – это малый и средний бизнес, поэтому нас это мало затрагивает. Положительным я считаю, что мы получили в лице РНПК новую перестраховочную емкость, которой, впрочем, все равно недостаточно. Для нас приемлема цессия 10%, я к этому отношусь как к новой возможности. Мы плодотворно сотрудничаем с РНПК, и одни из первых договоров с долей больше 10% были как раз наши. Я за то, чтобы РНПК дали еще больше капитала, чтобы мы могли размещать там еще больше рисков. Кроме того, я считаю, что для российских страховщиков должно быть централизованным открытие новых рынков. Понятно, что западные рынки нам никто в ближайшее время не откроет в каких-то новых качествах и объемах, так давайте попытаемся привлечь китайские перестраховочные емкости для нашего рынка.
Что касается брокеров, для нашей компании этот канал остается ключевым, мы работаем и с западными, и с российскими брокерами. Растут у нас и объемы во входящем перестраховании, в 2017 году в процентном отношении к показателям 2016 года рост оказался более значительный, чем в прямом бизнесе.
Страховое сообщество приступило к разработке новой Стратегии развития страхового рынка. Что бы Вы предложили в этот документ?
Дополнительно к тому, что было перечислено ранее, несомненно нужно завершить работу по либерализации ОСАГО. И диджитал страхованию в новой стратегии развития страхового рынка должно быть определено отдельное место.